Благодатная почва для... (© ЦЕНА?!АВТО)

Автомобиль, только что сошедший с конвейера, для кого-то является предметом мечты. Восхищаясь блеском свежей краски, прислушиваясь к ровному гулу работы нового двигателя, покупатели с уверенным видом начинают дергать ручки управления, примеряясь к сложным механизмам. Совсем скоро автомобиль выйдет на дороги, и гордый нововладелец будет с уверенностью "закладывать" повороты, наматывая километр за километром на спидометре. И конечно же, сколько гордости за себя и снисходительности во взгляде на окружающих! Но через какое-то время возникает непреодолимое желание "улучшить" и "углубить" внешний вид собственного автомобиля. Здесь полет мысли нашего, русского, человека практически неограничен. Процесс наружного и внутреннего переделывания автомобиля "по-кулибински" давно стал массовым и неуправляемым. Появление огромного количества фирм по установке комплектов внешнего тюнинга и систем охраны, по акустической подготовке автомобилей, доводке двигателей и подвески вызвано прежде всего спросом и непреодолимым желанием соотечественников иметь что-то свое, отличное от других. Но кто он, создатель всей этой красоты? Мы отправились в дизайн-студию "НИКА" к Никите Матюхину.

- Никита, с чего вообще начинался автомобильный тюнинг в России?
- Я полагаю, что толчком к стилистическому тюнингу российских автомобилей послужил комплект навесных деталей для семейства ВАЗ-2108. Это небезызвестная "Карлотта", созданная Владимиром Ярцевым по заказу одной из бельгийских фирм. По времени это как раз совпало с перестройкой, зарождением частного бизнеса, поэтому не удивительно, что некоторым пришло в голову самим заняться облагораживанием продукции отечественного автомобилестроения. Тем более, что наши автомобили, к счастью или нет, но представляют собой очень благодатную почву для этого. Не скрою, идея самостоятельности зародилась и у меня. В то время я работал модельщиком по гипсу и пластилину в Дизайн-центре, или как его называли "Центре стиля" Волжского автозавода, куда я поступил в 1975 году в надежде в дальнейшем стать профессиональным дизайнером автомобилей. Я считаю, что мне в этом сильно повезло, ведь именно здесь по-настоящему сложилась, пожалуй, единственная в России, тогдашнем СССР, школа автомобильного дизайна. За те шестнадцать лет, что я проработал в "Центре стиля" ВАЗа, мне довелось работать с действительно талантливыми людьми, всех и не перечислишь. С особым чувством благодарности я вспоминаю тогдашнего руководителя службы дизайна ВАЗа Марка Демидовцева. Именно он стоял у истоков профессиональной школы дизайна в Тольятти. Недаром большинство всевозможных дизайн-студий города основано выходцами из Дизайн-центра ВАЗа, в их числе и Владимир Ярцев, который в настоящее время создал собственную дизайн-фирму в Бельгии. Боюсь показаться нескромным, но надеюсь, что мне удалось получить ту, необходимую в моей работе школу, которая позволяет более или менее профессионально подходить к решению стилистических задач автомобильного тюнинга. Как я уже говорил, перестроечные ветры перемен разбудили во многих желание самостоятельно заняться тем или иным видом деятельности. Потянуло на свободу и меня.
Первыми моими работами в сфере тюнинга были комплект навесных деталей на семейство ВАЗ-2108 "Валентина", два проекта для "Нивы" ВАЗ-21213, одним из которых был "Хантер". Насколько они были удачны, судить не мне, но, насколько мне известно, пользовались определенным спросом. Затем, по заказу фирмы "Мега Лада", которая на Московском международном автосалоне 1995 г. собиралась выставить внедорожник на базе "Нивы" с непривычно огромными колесами, был адаптирован комплект "Хантер" и разработан ряд оригинальных деталей для этого автомобиля. В результате появился "Черный принц", получивший на этом автосалоне один из призов.
Существует в единственном экземпляре Следующим заказом "Мега Лады" был проект внешнего вида спортивно-коммерческого автомобиля на базе появившегося тогда ВАЗ-2110. Так родилась "Желтая акула", также удостоенная специального приза на Московском международном автосалоне 1996 г. Впоследствии "Желтая акула" стала основой для автомобиля ВАЗ-21106. Дальнейшая практика показала, что, кроме непосредственной работы над проектами, приходится заниматься кругом проблем, отнимающих много времени и сил от основной работы. Это поиски и добывание необходимых материалов, ведение переговоров с клиентами и заказчиками и многое-многое другое. И тут мне опять повезло. Я случайно встретился с моим теперешним партнером Игорем Лаубкиным. Партнерство - вещь тонкая, как Восток, оно предусматривает взаимную честность, надежность, психологическую совместимость. Всеми этими чертами Игорь не был обделен, к тому же он обладает завидной коммуникабельностью. Без Игоря мои успехи выглядели бы гораздо скромнее. За время нашего партнерства появились проекты тюнинга для автомобиля "Ока", несколько вариантов тюнинга для ВАЗ-2110, ВАЗ-21213 "Карат", для семейства ВАЗ-2108 и множество отдельных деталей. Почти все наши проекты теперь носят название "Ника", как и наша дизайн-студия. В своей работе мне не хотелось бы ограничиваться только автомобилями. Хочется попробовать себя в чем-то отличном, ведь это и новый опыт наработки, это не дает мышлению окостенеть, поэтому параллельно были созданы проекты микромотоцикла (получил диплом на IV Тольяттинском автосалоне 1997 г.) и проект небольшого мотороллера. На этом тема двухколесного транспорта не закрыта: в перспективе намечается работа над мотоциклом Уральского завода и проект снегохода.

- Так что же такое тюнинг?
- На мой взгляд, это доводка, естественно, в лучшую сторону. Правда, понятие о "лучшести" у каждого свое, ведь у каждого дизайнера или того, кто себя им считает, есть свой стереотип, свой собирательный образ автомобиля, в соответствии с которым он и придает своему тюнингу те или иные черты, пластику, стилистические решения. Автомобильная мода так же, как и мода на одежду, подвержена постоянным изменениям. Под влиянием этой моды меняется собственное представление, но не следует, на мой взгляд, скрещивать кузов, выполненный по одним канонам, с тюнингом очередной, последней ультрасовременной волны. Моду учитывать надо, но вводить новую пластику осторожно, по возможности гармонично сочетая ее с характером пластики базового кузова. Я не думаю, что необходимо поразить зрителя необычностью, экстравагантностью форм или изменить автомобиль до неузнаваемости, полностью обвешав его накладными деталями, - это проще. Мне кажется, что надо стараться минимальными средствами добиваться законченности образа, соблюдая гармоничное единство кузова и тюнинга. Это сложнее. Давно и за рубежом, и у нас сложился объем изменений и количество деталей, которые имеет смысл изменить или прибавить. Это бампера, пороги, облицовка радиатора, арки колес, небольшие накладки на двери и, естественно, спойлер, изредка можно добавить кое-какие воздухосборники или их имитацию на капот. Остальное от лукавого. Но в любом случае необходимо избегать дилетантизма, то есть непрофессионализма, в результате которого вместо серьезной вещи получается очередной китч. Впрочем, наш необъятный потребительский рынок охотно переваривает и это. Кроме всего этого, необходимо соблюдать профессиональную этику. Ведь некоторые фирмы, не долго думая, просто переснимают с деталей формы и начинают гнать на рынок пиратскую продукцию.

- Что ты испытываешь, видя на улице комплекты тюнинга других производителей?
- Вопрос интересный. Во-первых, стараюсь быть объективным. Глупо хаять любую вещь только потому, что она не твоя. У некоторых есть чему научиться, некоторые же показывают, как делать не надо. Если чужой проект удачен, то это подстегивает, заставляет тебя делать свое дело еще лучше. В конце концов, это нормально. Это здоровая конкуренция. В этом есть даже какой-то азарт, постоянное соревнование.

- Что будет завтра?
- Этого никто не знает. А что касается лично меня, то будет такая же напряженная работа, без выходных. Полная непростых, но интересных задач. Самое главное - поддерживать достигнутый уровень, а по возможности повышать его, ведь стабильность результата - показатель уровня маркетинга. Только учитывая все это, постоянно совершенствуясь, можно будет выдержать растущую конкуренцию.